10.02.2016

Об отдыхе в России и не только.

Честно говоря, я редко бываю не доволен отдыхом где-бы не отдыхал. Хоть это происходит в России, хоть за рубежом. Везде есть какие-то свои особые прелести, особенно если ты по жизни оптимист и ко всему относишься позитивно.

Командировки тоже дают только положительные эмоции, какая бы рабочая нагрузка на них не выпадала. В любой командировке много новых впечатлений и интересных встреч.

Часто приходится слышать мнение, что на российских курортах отдыхать плохо, что там отсутствует сервис, что гостиницы дорогие и имеют плохой выбор блюд и слабое обслуживание, что у нас грязные пляжи и нет лежаков. И многое другое. Но это мнение нытиков и извечных критиканов, которые всегда ругают все наше и хвалят все заграничное.

Я объездил многие курорты мира: Турция, Египет, Испания, Франция, Греция, Бразилия, Италия, Голландия, Китай, Бали, Австралия, Новая Зеландия, США, Мексика, Эмираты, Шри-Ланка, Таиланд, Вьетнам, Хайнань, Макао. Мой бизнес интернационален. Бизнес-партнеры имеются по всему бывшему Советскому Союзу, а также во многих странах мира. Встречи с партнерами происходят по всему миру, а конференции семенных компаний происходят часто в очень экзотичных странах и на экзотических островах. Год назад встреча была в Макао и в Рио де Жанейро. В этом в Кракове (Польша), Флориде (США), Гоа (Индия). Не так давно был даже Мадагаскар, но я там не присутствовал. К деловой командировке я всегда добавляю 2-4 дня отдыха. Чаще это были командировки с коротким отдыхом. Считаю, что везде хорошо. Хорошо по-своему. Каждая страна индивидуальна и каждая прекрасна. Каждый раз я думаю: «Что же может быть лучше?». Но приезжая в другую страну, получая новые впечатления, я думаю, что и здесь также прекрасно и что я сюда не прочь приехать вновь.

Но это касается не только заграницы, но и России, а также стран бывшего Советского союза. Везде есть свои прелести и свои достоинства. Мне очень понравились командировки с коротким отдыхом в Казахстан и в Киргизию, Белоруссию и Украину, Молдавию и Приднестровье. В Украине я был до всех теперешних событий. Последний раз я был в Одессе. Одесса - это особый колорит с уймой потрясающих впечатлений. Даже когда это командировка, а не отдых. Недавно был в Грузии, объехал всю страну. Впечатлений я уже описывал в эссе про Турцию, но так до конца и не описал, т.к. впечатлений было так много, что нет времени написать обо всем, немало осталось со мной.

Россия не менее прекрасна. Летом у меня была 4х дневная командировка-отдых: Краснодар – Геленджик – Джубга. 1 день был в Краснодаре, 2 дня в Геленджике и полдня в Джубге. И хочу сказать, что получил огромное удовольствие. В Краснодаре и Джубге я и Ирина решали деловые вопросы и успешно их решили. В Джубге произвело впечатление строительство множества частных гостиниц для отдыхающих и новых пляжей. Здесь сильно увеличен и благоустроен Аквапарк, построен Дельфинарий и парк развлечений «Юрского периода», ведется большое строительство частных домов. У этого курорта, на мой взгляд, большие перспективы, т.к. он находится ближе всего и к Краснодару, и к Москве. От Москвы 2 часа на самолете до Краснодара и один час на такси из Краснодара до Джубги. По российским меркам близко. Джубга находится посередине курортной зоны, между Сочи и Геленджиком, что позволяет при наличии машины ехать загорать или отдыхать на любой пляж побережья. Здесь пока еще можно купить за относительно небольшие по курортным меркам деньги, участок земли под строительство, т.к. здесь было выделено много земли под застройку.

Два дня в Геленджике были очень насыщенными и запоминающимися. Мы успели вдоволь нагуляться по городу и местной набережной, позагорать и даже обгореть на пляже, а также в удовольствие порыбачить на яхте. Еще мы хорошо посидели в нескольких ресторанах, побывали в гостях, прокатились по канатной дороге с посещением парка с самой высокой точке Геленджика. И все это за 2 дня.

Мало где можно получить столько впечатлений всего за 2 дня. Наверное, стоит описать немного подробнее.

В Геленджике мы были во время праздника «День России», 12 июня, когда большое количество людей, имея лишний выходной день, из близкого Краснодара, а также из других городов ринулись на короткий курортный отдых. Мы хотели из Краснодара поехать в Джубгу, но по интернету узнали, что по дороге выстроилась огромная очередь машин и нам понадобится 9 часов вместо 1 часа, чтобы добраться до места. На мой взгляд, дорожная проблема, это чуть ли не единственная проблема отдыха на российских курортах. В Джубгу сейчас дорога реконструируется и расширяется, и пока этот процесс происходит в пиковое время, пробки неизбежны. Это надо знать и не отправляться на курорт в пятницу, не уезжать обратно в воскресенье. В другие дни недели большие пробки исключены. Проблема дорожных пробок в пиковое время существует и за рубежом, но там она менее очевидна.

Из-за большой пробки мы решили изменить маршрут и вместо Джубги поехать через Новороссийск в Геленджик. Отдых в Геленджике был экспромтом. Здесь также была и деловая программа, которую изначально хотели решить коротким заездом в город. Пробка в Джубгу изменила планы.

Однако, что бог не делает – все к лучшему. Если вы, конечно, относитесь к жизни позитивно.

Многие гостиницы, в которые мы звонили по дороге, оказались занятыми. Мы нашли свободный номер в гостинице «Феерия». Заехали в нее уже во 2м часу ночи.

Номер в гостинице оказался ничем не хуже, чем в Италии и уж, тем более во Франции, где номера на курортах обычно очень небольшие, а большие стоят безумных денег. Здесь один день нам обходился 2200руб, т.е. 41,5$ по курсу на тот день. На мой взгляд, идентичный номер за подобные деньги за границей не возьмешь никогда. В Бразилии, Австралии, Японии, Южной Корее, Макао, номера обходились особенно дорого, от 200 до 350$ за ночь. Недавно был в Париже. Очень скромный номер стоил 300 евро за ночь.

Дешевизна проживания - это первый большой плюс отдыха на российском юге.

Второй огромный плюс отдыха у нас, мне хочется назвать стихотворно: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Отдыхая, во многих странах сложно найти напитки и еду, к которым привык в России. Особенно на востоке. На Хайнане, во Вьетнаме, в Таиланде, на Бали, в Шри-Ланке, в Эмиратах даже на гостиничных пляжах выбор напитков и еды совершенно не наш. В городах подавно. В Голландии, Германии, Франции, Италии и в других странах Европы к пиву можно взять только соленый арахис или картофельные чипсы. Я пиво пью редко, только на отдыхе. Но я его люблю пить либо с вяленой рыбой, либо с креветками. Это можно только в России. Когда мой бизнес был только на начальном этапе, у меня был забавный случай в столице Голландии – Амстердаме. Тогда я приехал в Голландию в составе большой делегации, мы изучали опыт голландских фермеров. Один из членов нашей делегации взял из России несколько больших вяленых вобл, а второй пару больших кусков сала. Мы расположились в пивном баре на набережной канала. Заказали пиво. К пиву нам предложили только арахис и чипсы. Это было не по-нашему, не по-русски. Мы хотели хорошо «посидеть» и пообщаться. Достали сало и воблу. Разговор пошел по нарастающей. Пиво прекрасно шло, сало и вобла тоже замечательно, а вот орешки стояли не тронутыми.

Надо видеть каким брезгливым взглядом смотрели на нас голландцы и особенно работники бара. Когда мы закончили застолье, то я увидел, как официанты бара демонстративно выбросили наши кружки в контейнер с мусором.

В свои последующие поездки я больше не ел рыбу ни в Амстердаме, ни в других европейских городах. В Геленджике на любом пляже можно взять пиво и выбрать вяленую рыбу в большом ассортименте. Чипсы, фисташки и даже раки, пожалуйста, все по вашему желанию. На каком заграничном курорте это возможно?

В магазинах и на уличных развалах Геленджика можно выбрать те продукты питания, которые Вы любите, и которые вы особенно охотно употребляете дома. Я, например, очень люблю салат из биф-томатов и красного репчатого лука с заправкой из нерафинированного пахучего подсолнечного масла. В Геленджике я тоже был не прочь есть то, что люблю. Я покупал на уличном развале крупные помидоры «Бычье сердце розовое» и «Черный принц», а также красный сладкийлук «Ялтинский». Это самые лучшие сорта томатов и лука для любимого салата. С этими овощами я приходил в ресторан и просил официантов приготовить любимый салат. Конечно я заказывал и другие блюда, чтобы ресторану была выручка, поэтому мне не отказывали в приготовлении любимого салата и ставили на стол большое блюдо любимого лакомства. В гостиничном ресторане нам также готовили салат из наших овощей и жарили на завтрак пойманную нами в Черном море рыбу.

Разве можно что-нибудь подобное представить, на курорте за границей. Нет, конечно!

Выбор блюд и напитков по вкусу, возможность легко договорится в точках питания о готовке блюд из своих продуктов – это второй большой плюс отдыха на отечественном курорте.

Третьим огромным плюсом на российском курорте является возможность прогулки на яхте, совмещенной с рыбалкой. Я не ахти какой рыбак. Чтобы быть толковым рыбаком надо иметь массу свободного времени. А у меня его мало, поэтому возможность порыбачить я имею только на отдыхе.

За границей мне удавалось хорошо порыбачить редко. Только в Майами в США. Там было действительно много рыбалки и хорошая рыбалка. Я, Ирина и наши друзья могли взять рыбу с собой, чтобы приготовить ее в съёмных квартирах, где мы отдыхали на Новый год. Мы ловили дораду, морских окуней, макрель и даже крупных тунцов. Это было классно.

В других странах была либо имитация рыбалки, либо ловля карпа с последующим выпуском его. Не интересно, не азартно.

На наших курортах: в Джубге, Новомихайловке, Геленджике и других пройтись на яхте и порыбачить не проблема. Стоит удовольствие 500-600руб с человека. Я и Ирина предпочли снять яхту с капитаном и помощником, и порыбачить вдвоем. Стоимость 1 часа на яхте 2500руб. Мы взяли 4 часа и вдоволь походили по Черному морю под парусом. У капитана нашлись для нас спиннинги с большим количеством крючков. Мы ловили сардину на пустые крючки. Клев был хорошим, мы поймали около сотни сардин и пару окуней, получив при этом огромное удовольствие.

Здесь же на яхте капитан зажарил для нас несколько сковородок рыбы. Морской воздух хорошо нагнетает аппетит. Часть рыбы мы оставили капитану на случай плохой рыбалки со следующими клиентами, а еще одну часть забрали с собой, приготовить на завтрак в гостинице. Сардина хороша не только отменным вкусом, но и тем, что ее не надо чистить. Капитан только вываливал рыбу в муке.

Ну, скажите, где за границей можно получить подобное удовольствие? В нашей рыбалке был только один минус – мы обгорели еще больше. Несмотря на то, что на яхте был тент, защищающий от солнца. В процессе прогулки по морю, яхта передвигалась, меняя свое положение к солнцу, а мы, увлекшись рыбалкой не могли бегать от солнца. Руки, шея, лицо приняли солнечную нагрузку. Наши партнеры предлагали нам еще одно удовольствие, которое невозможно за границей, но возможно почти на любом нашем курорте – поход за грибами. Во время нашей южной поездки было много грибов, вдоль дороги продавали белые грибы, подберезовики. Я даже видел редкие для Подмосковья, но популярные и любимые на юге – Колпаки кольчатые (местное название – «яичный гриб»).

Я очень люблю ходить за грибами, но в этот раз у нас просто не было времени.

Где за границей можно получить столько удовольствий сразу? А ведь это еще не все удовольствия, испытанные в Геленджике – Джубге. Прогулка по канатной дороге, катание на колесе обозрения, посещение зоопарка, отдых у музыкального фонтана, прогулка по ночной набережной с посещением различных увеселительных шоу. А в завершении всего, посещение партнеров в частном доме с хорошим застольем, где на столе стояли самодельное вино и пиво собственного приготовления, своя выпечка и свой разносол. Домашнее застолье во время заграничного отпуска или командировки бывает нечасто.

А ведь все описанные события происходили в течение всего 2,5дней командировки – отдыха.

Отдых в России ничем не хуже отдыха за границей. В каждой стране много своей замечательной экзотики, которой нет в другой стране. Например, в достаточно бедном Киргизстане есть озеро Иссык Куль и есть Чуйская долина. Их посещение запомнится надолго. Главное – будьте позитивны!

Крым

В июле я побывал в командировке в Крыму.

На мой взгляд инфраструктура Крыма заметно отстает от юга России. Видно, что, когда Крым входил в состав Украины, в него не вкладывались деньги. Я и специалисты СеДеК посетили несколько фермеров Крыма. Проблем у фермеров много. Главной является водоснабжение. Украина не дает воду из Днепра, каналы пустуют. Под сельхоз. посевами находится только не более ¼ плодородной крымской земли. Некоторые фермеры приспосабливаются, используют капельный полив, добывая воду из скважин. Но у большинства фермеров больших денег нет. А скважины и капельный полив дорогое удовольствие.

Бросилось в глаза, что у многих домов не обрабатываются огороды. Дома и участки в Крыму напомнили Россию 90х годов.

Посетили мы и несколько пляжей. До российского юга далеко. На пляжах Саки и Евпатории нет не только лежаков, душа и раздевалок, но даже туалетов. Исследовать все побережье времени не было. Конечно, есть и оборудованные места отдыха, но, всё-таки, несколько пляжей, которые мы посетили о многом говорят.

Если бы у меня было время для отдыха, то я предпочел бы отдохнуть на российском Юге, а не в Крыму. Но это только моя точка зрения. Она складывается на тои, что я увидел в эту поездку. Моя командировка была в основном в окрестностях г. Саки. В Крыму очень много достопримечательностей, достаточно хороших гостиниц и оборудованных пляжей. Просто я их пока не посетил.